Доклад президента Союза строителей Иркутской области Шкуропата Ю.А. на отчетном собрании 24.10.2019 г.

Уважаемые коллеги! Позвольте обозначить, что удалось и не удалось сделать за отчетный год.
Есть вопросы федерального значения, решить которые могут только первые руководители области с депутатами Государственной Думы от Иркутской области, их три:

  1. Объективная цена 1 м2 жилых домов Госзаказа.
  2. Поправки в Закон об экологической экспертизе в охранной зоне оз. Байкал.

Ситуация и требование федеральных властей и Государственной Думы постоянно усиливается.

  1. Долевое строительство жилья по эскроу-счетам. В стадии становления этого требования появляются всё больше вопросов и меньше ответов.

Все многочисленные вопросы и проблемы строительной отрасли за отчетный период с октября 2018 года по октябрь 2019 года Союз строителей, Президиум и исполнительная дирекция строили свою работу на основании решений ежегодных отчетных Собраний, итоговых совещаний в течение года, замечаний и предложений руководителей области, городов и членов Союза: всего было принято и утверждено:

  1. По итогам отчётного собрания от 30 октября 2018 года – 20 поручений.
  2. По итогам совещания по развитию строительной отрасли Иркутской области под руководством первого заместителя Губернатора, Председателя Правительства Иркутской области Болотова Р.Н. от 24.05.2019г. – 13 поручений.

Итого 33 поручения. Каждое поручение было востребовано для развития отрасли.
Главные вопросы:
- Исполнение всех поручений. Многие из поручений так и остались на бумаге.
- Планирование и система исполнения планов.
В течение 5 лет Союз строителей выступает за выстраивание системы работы отрасли:

  1. Планирование по вводу объектов на 1 – 3 года, за некоторым исключением (ИЖС) на 2019 год произошло. Необходимо планировать и заделы в текущем году для ввода объектов в последующие годы.

Но 2) Организация исполнения планов согласно многих поручений не выполняется. Итоги с анализом ежеквартально не выполняются.  
- Роль Министерства по торгам:
Многое мы теряем из-за несовершенства закона 44-ФЗ и приложений к нему.

  1. Главное – Победителем торгов и аукционов становится участник, максимально снизивший контрактную стоимость объекта (доходит до 40 – 50%) надо быть абсолютно безграмотным в себестоимости строительной продукции. Опытные и грамотные строительные организации снижают конкурсные показатели на 10 -12% в ущерб своих организаций (плановые накопления и накладные расходы) и в результате проигрывают случайным организациям. Результат – остаются без объемов работ и банкротятся.

Так, в 2018 году по этим причинам ушли со строительного рынка области много лет, служившие ей строительные организации и не принимали участие в 2019 году – 5 компаний.
И второе:
       Применение Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44 ФЗ) в сфере строительства Иркутской области на данном этапе в полной мере не достигает желаемого результата. Невозможно запланировать строительным компаниям процесс строительства более чем на один год. Участие в торгах сомнительных строительных компаний, которые понижают стоимость строительства ниже реального предела. После подписания контракта с марта по май-июнь текущего года практически для строительства и сдачи в эксплуатацию объектов в этом же году остаётся 5-6 месяцев.
- Роль профессиональных кадров (отрасль будет жить и развиваться или окончательно разорится).
Главным критерием всему озвученному является проблема с кадрами. В 2013 году была создана рабочая группа под руководством 1-го заместителя Губернатора по разработке программы кадрового обеспечения строительной отрасли (подготовка, переподготовка и закрепления кадров во всех организациях и предприятиях отрасли). Многое разработали, но и это благое начинание незаметно исчезло. В результате из 200 тысяч человек кадров в последние годы Советской власти сейчас едва набирается 40 тысяч человек.
Мы обращаемся к Вам, Сергей Георгиевич, поручить кому-то из заместителей курировать вопросы:

  1. Регулярно в течение года результаты работ должны соответствовать планам.
  2. Разработка и реализация программы развития отрасли и отдельно программа кадрового обеспечения отрасли.

И далее: Чем занимались члены Союза строителей, Президиума и Исполнительная дирекция:

  1. Формирование стратегии поэтапного развития инженерной инфраструктуры в Иркутском районе и в г. Иркутске совместно с министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
  2. Подготовка и проведение заседаний Президиума, а также необходимых совещаний по актуальным направлениям строительной отрасли региона.
  3. Организация подготовки и участия в совещаниях по строительной тематике, организованных Правительством Иркутской области, администрацией города Иркутска, региональным министерством строительства.
  4. Системные консультации на постоянной основе членам Союза строителей по строительным направлениям их деятельности.
  5. Сопровождение и содействие членам Союза в организации представления коллективов и их работников к поощрению наградами всех уровней.
  6. Информационное сопровождение всех направлений деятельности Союза.

 С октября 2018г. по октябрь 2019 года подготовлено и проведено                          7 заседаний Президиума Союза, согласно утверждённому плану. Также подготовлены и проведены многочисленные совещания с участием Минстроя Иркутской области, в том числе и оперативные по актуальным направлениям деятельности строительного комплекса нашего региона. Практически все подготовленные и принятые решения на Президиуме и на соответствующих совещаниях выполняются или в стадии выполнения, в зависимости от временного фактора.
Обращено внимание на ход исполнения знаковых направлений принятого постановления.
Наконец-то совместными усилиями Минстроя Иркутской области, МУП «Водоканал» г. Иркутска, рабочей группы Союза строителей Иркутской области, «Иркутскэнерго» сдвинулась с мёртвой точки многолетняя тема «Создание программ развития инженерной инфраструктуры по перспективным направлениям строительства жилья в Иркутской области». Определены приоритетные направления с учётом обозначенных задач по строительству и вводу жилья в эксплуатацию в Иркутской области на ближайшие 5 лет и далее. Произведена синхронизация последовательной совместной деятельности ресурсоснабжающих организаций на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов инженерного обеспечения в целях реализации проектов развития территорий, предусматривающих строительство жилья и объектов социальной сферы.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2019 года принято решение о предоставлении в 2019 году субсидий из областного бюджета в размере 58 млн. рублей на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов инженерно-технического обеспечения.
В целях завершения мероприятий по проектированию, в рамках подготовки проекта Закона Иркутской области об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Минстроем и Минфином Иркутской области направлены материалы, предусматривающие увеличение объема финансирования по этой тематике в размере на 2020 год – 300 млн. рублей, на 2021 год – 578,2 млн. рублей.
Для разработки механизмов решения вопросов с домами серии 1-335, расположенными на территории муниципальных образований Иркутской области, Распоряжением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2018 года создана рабочая группа, которая во главе с Минстроем Иркутской области прорабатывает данное направление. Эта проблема обсуждается уже более 15 лет. Пора иметь шаг за шагом результаты.
В выступлениях членов Союза строителей Иркутской области на нашем отчётном собрании в 2018 году звучали предложения по увеличению не справедливой стоимости 1 м2 жилья для нашего региона. Напомню, на тот период времени она составляла – 40 079 руб.
С июля 2019 года размер стоимости 1 м2 для Иркутской области составлял 45 097 руб. Это результат совместной аналитической работы членов Союза строителей и Минстроя Иркутской области и в этом направлении необходимо продолжать осуществлять рост стоимости 1 м2 жилья с учётом всех особенностей строительства в нашем регионе. И вот буквально на днях опубликован приказ Минстроя РФ, что на 4-й квартал 2019 года размер стоимости 1 м2 для Иркутской области составил 46 599 рублей. Для сравнения в Красноярском крае – 44 578 рублей. Также необходимо работать по увеличению стоимости 1 кв. м объектов социальной сферы.
 Ещё одна проблема, озвученная членами Союза строителей – устаревшие расценки действующих сметных норм, не позволяющие нормально оплачивать труд рабочих, закупку и транспортировку материалов, эксплуатацию машин и механизмов (особенно на объектах в удалённых районах, возводимых по государственному и муниципальному заказу). Для решения данной проблемы от Союза строителей Иркутской области были подготовлены конструктивные предложения и направлены в соответствующие органы.
Себестоимость строительных работ повысилась, а действующая система этого не учитывает.
В этой связи на первый план выдвигаются вопросы реформы системы ценообразования в строительстве. Преобразования в этой области планируется осуществить в три этапа. На первом, который продлится до 1 января 2021года, сохранен существующий порядок определения сметной стоимости строительства с помощью базисно-индексного метода, который «разморожен» федеральным законом № 151-ФЗ. Тем самым дана возможность пересчитать индексы и дать в стройку недостающие финансовые ресурсы. Проинформировал глава Минстроя Российской Федерации в рамках V Восточного экономического форума.
24 мая 2019 года состоялось совещание по итогам развития строительной отрасли Иркутской области в 2018 году, I квартале 2019 года, а также планах на 2019 год под председательством первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области Болотова Руслана Николаевича. Совместно с Минстроем Иркутской области составлен конкретный детальный протокол для его последующего планового исполнения, в том числе и по строительству и вводу жилья.
Итоги работы строительного комплекса Иркутской области за прошедший 2018 год и 9 месяцев 2019 года
Распоряжением регионального Минстроя от 04.02.2019г. обозначены плановые показатели ввода жилья на территории Иркутской области в 2019 году в размере 1 083 036 м2, в том числе:
- многоквартирные жилые дома (МКД) – 553 629,1 м2, в том числе организациями Союза строителей 412400 м2;
- индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – 462 541,7 м2.
По информации Иркутскстата, в Приангарье за январь – июнь 2019 года введено 337 тыс. м2 при плане - 407, 695 тыс. м2 жилья. Это выше уровня аналогичного периода прошлого года на 9,5%.
Организации Союза за 1 полугодие 2019г. не выполнили план по вводу жилья в размере 59 тысяч м2. Однако выполнили план в 3 квартале и за 9 месяцев догнали до 100%.
Среди субъектов Российской Федерации по объёмам жилищного строительства за 1-е полугодие 2019 года Иркутская область занимает 23 место.
Задачи на 4 квартал 2019 года по строительству жилья и объектов социальной сферы членами Союза строителей Иркутской области:
по г. Иркутску – 198 844 кв. м (64% к выполнению плана);
по муниципальным образованиям Иркутской области – 111 223 кв. м (86% к выполнению плана).
Всего по Иркутской области – 310 067 кв. м (69 % к выполнению плана), в т.ч. жильё – 284 075 кв. м; соц. объекты (Восток-Центр) 25 992 кв. м.
Мы повторяем из года в год одни и те же ошибки. В чём они заключаются?

  1.  Планирование на 1-3 года строительства всех объектов. Значительно соблюдается, но исполнения планов ещё неудовлетворительное из-за неорганизованной работы административных структур. Особенно это происходит в большом блоке «Жильё»:
  2. В погоне за 100% выполнением планов по вводу жилья в конце каждого из предыдущих лет (2016-2018гг) в конце года судорожно сдаются и принимаются отчёты по вводу жилья (привести таблицу).

Как видите, провал ввода многоквартирных домов в 2018 году достиг печальных результатов 66% к плану. Это основной показатель строительства жилья.
Анализа провала и мер как быть дальше не сделано в большинстве муниципальных образований. Имеющиеся резервы по строительству многоквартирных домов не вовлекаются.

  1. В разделе «Жильё» ещё остаются такие проблемы: Ветхое и аварийное жильё, жильё для сирот, жильё в первых крупнопанельных домах
  2. Что же надо сделать для: первое – возрождения строительной отрасли в Иркутской области и второе – развитие её. Вопросов и проблем много не буду перечислять.

Примерно 7 лет тому назад в области начали разрабатывать программу развития отрасли, но её (программу) благополучно забыли. Нет раздела «Развитие строительной отрасли» и в 5-летнем плане социально-экономического развития области.
Реализация национальных проектов в сфере жилищного строительства по какой-то изощрённой политической логике совпала с болезненными для застройщиков нововведениями в сфере финансирования долевого строительства. Федеральная власть, настойчиво призывая строителей добиться к 2024 году увеличения объёмов ввода жилья до 120 миллионов квадратных метров (по Иркутской области к 2024 году увеличить до 1 миллиона 500 тысяч м2) и параллельно ломая отлаженные экономические механизмы этой работы.
Вместе с тем, на фоне наблюдающегося практически во всех регионах устойчивого падения спроса на жильё, власть обеспокоена возможным срывом национального проекта «Жильё и городская среда».
Проблемы реализации этого нацпроекта обсуждались на совещании у вице-премьера В.Л. Мутко. Участники совещания признали все промежуточные показатели нацпроекта, которых должны достигнуть как субъекты федерации, так и страна в целом, в ближайшее время являются малодостижимыми.
 В итоге, по результатам данного совещания, было принято решение обратиться к президенту Российской Федерации с предложением: сохранив плановый показатель по вводу 120 миллионов м2 в 2024 году, снизить промежуточные показатели 2020 – 2021 годов, оставив их на уровне плана 2019 года (около 75 миллионов м2, а значит и по Иркутской области порядка 1 миллиона м2).
Но это не повод для самоуспокоения. Объемы строительства многоквартирных домов, к сожалению, стабильно снижаются от 80% в 2016 году до 66% в 2018 году от плана.
Задача амбициозная. Чтобы ее выполнить необходимо переходить на возведение зданий и сооружений, в т.ч. из сборного железобетона. Давно доказано, что строительство зданий из элементов заводского изготовления, в первую очередь, сборного железобетона являются наиболее эффективным видом строительства в любом регионе и тем более, в отдаленных не только в России, но и мире.
А дальше что? Необходимо включить в работу имеющиеся мощности.
В области имеются серьёзные резервы по строительству многоквартирных домов из сборного железобетона.
- Завод КПД на 150 тысяч м2 в ФСК «Новый город»;
- Серия 1-120 мощностью 110-120 тысяч м2 не задействована.
- Не используются имеющиеся мощности по производству блоков ячеистого бетона. На двух заводах в Ангарске и Саянске общей мощностью 450 тыс. м3 в год на стройках Иркутской области применяются только 125 тыс. м3.
Необходимо возобновление и последующее развитие этого нужного и важного направления. Согласно постановления совещания строительной отрасли Союз строителей и Минстроя Иркутской области должны представить Председателю Правительства Иркутской области Болотову Р.Н. предложения по этому возобновлению строительства многоквартирных жилых домов из сборного железобетона на основе имеющегося потенциала крупнопанельного домостроения в Иркутской области.
Особо остановлюсь на теме развития застроенных территорий в             г. Иркутске. Областной центр за год ни разу не собрал застройщиков застроенных территорий, то какая может быть перспектива у Иркутска? Он может прийти к нулю по строительству многоквартирного жилья! Надо записать сегодня: руководству города немедленно собрать застройщиков, которые работают по теме освоения застроенных территорий, банки (препятствия огромные по этому вопросу). Сейчас как рассуждают банки: застройщик должен строить только квартиры, но не освобождать площадки, чтобы они не обременяли стоимость кв. метра для долевого строительства.
Остаётся не решен вопрос корректировки федерального законодательства в целях наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по определению перечня социальных объектов и объектов жилья, для строительства которых в буферной экологической зоне и экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории при разработке проектной документации, в отношении которых не будет проводиться государственная экологическая экспертиза. Союз строителей подготовил аргументирующее обращение по данной теме и направил по адресам в соответствующие органы. Депутат Госдумы Н.П. Николаев информировал нас о том, что в Госдуму внесён проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов жилья и социального назначения».
На данный период закон не принят, который так необходим практически каждой строительной организации нашего региона.
Должен отметить, что проект программы по развитию деревянного домостроения, которую должны были разработать совместно министерство лесного комплекса Иркутской области, Минстрой Иркутской области, с участием муниципальных образований на данный период времени не разработан. Но данная тема с повестки развития строительной отрасли не снимается. Эта программа очень актуальна для большинства муниципальных образований области, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Помимо ключевой темы реформирования долевого строительства получило развитие проблема потребительского экстремизма. Что характерно, что эта проблема направлена на вполне добросовестные компании, тщательно соблюдающих все требования 214-ФЗ. Союз строителей погрузился в эту тему и вынужден констатировать, что выплаты застройщиков по судебным искам, инициированным, потребительскими экстремистами достигают существенных сумм. Таким образом, потребительский экстремизм со всей очевидностью становится значимым фактором, подрывающим экономику строительства.
В этом мы убедились на практике. Считаем необходимым продолжить настойчивее доносить до высшей власти консолидированную позицию строительного сообщества через имеющиеся действующие структуры, в том числе через Союз строителей Иркутской области.
О строительстве объектов социальной сферы.
Многократное ежегодное, на протяжении 4-х лет, увеличение объемов инвестирования в строительство и особенно в социальную сферу, дорожную сферу произошло благодаря значительным усилиям Губернатора Левченко Сергея Георгиевича. В сравнении с 2015 годом объем финансирования вырос в четыре раза и в 2019 году составил 12 млрд 878,6 млн рублей. За 2015-2019 годы на дорожную деятельность направлено 51 млрд 435 млн рублей, из них 12 млрд 272 млн рублей привлечено из федерального бюджета.
 Строительная отрасль начала недоосваивать выделенные средства.
О составе Союза
Одно из основных направлений работы дирекции – привлечение в Союз новых членов. Сегодня в наших рядах – 77 организаций.
За отчётный период в Союз вступили 9 организаций.
Исключены из членов Союза 3 организации:
О награждениях
Значимым направлением работы Исполнительной дирекции является представление к поощрению работников и трудовых коллективов наградами за производственные достижения и высокий профессионализм, содействие кадровым службам организаций в подготовке наградных документов.
С октября 2018 года по октябрь 2019 года было вручено 236 наград разного уровня – федеральных, региональных, муниципальных и общественных.
В том числе:
- наград Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (знака «Почётный строитель России» и Благодарности Минстроя РФ) удостоены 5 работников;
- почётное звание «Заслуженный строитель Иркутской области» присвоено   1-му сотруднику;
- Наградами Губернатора и Председателя Законодательного Собрания Иркутской области поощрены 20 человек;
- Награды мэра и Думы города Иркутска вручены 26-ти работникам;
- Почетной грамотой и Благодарностью министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области отмечены 39 человек;
- Вручены 11 наград Российского Союза строителей и 134 награды Союза строителей Иркутской области.
О СМИ
            Информационное сопровождение деятельности Союза строителей, взаимодействие со средствами массовой информации -  неизменное направление работы Исполнительной дирекции.
            За отчётный год в СМИ было опубликовано более 200 материалов, касающихся деятельности нашей организации, участия представителей Союза строителей в значимых мероприятиях области и города.
            Наибольшее количество материалов (170) приходится на интернет-издания – сайты информационных агентств: «Телеинформ», «Байкал Инфо», «Сибирские новости», «Без формата», «Ирк.ру», «НИА-Байкал» и других.
            Как и все последние годы, наблюдается тенденция к сокращению публикаций в печатных СМИ. Вместе с тем сохраняется и, надеемся, будет продолжено наше сотрудничество с редакциями газет «Областная», «Байкальские вести», «Московский комсомолец», «СМ номер один», «Аргументы недели». Хотелось бы активизировать взаимодействие с редакцией газеты «Иркутск» - официальным изданием администрации областного центра по вопросам развития строительного комплекса.
             На официальном сайте Союза строителей Иркутской области за отчётный период было размещено 50 материалов.
И в заключении – о приоритетных задачах на 2020 год
В созвучии с Посланием Губернатора задачи, которые необходимо реализовать в ближайшей перспективе, в том числе и в 2020 году.
Правительству Иркутской области совместно, в том числе, с Союзом строителей продолжить организацию работы, направленную на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов инженерно-технического обеспечения к земельным участкам для повышения их инвестиционной привлекательности и возможности строительства стандартного жилья.
Также из Послания – в рамках Госплана заложен совершенно новый подход к увеличению объёмов жилищного строительства. К 2024 году в Иркутской области должно строиться 1 млн. 500 тыс. м2 жилья в год!
Значит в 2020 году необходимо выйти на цифру 1 млн. 100 тыс. м2 по строительству и вводу жилья. По крайней мере – не ниже 1 млн. м2.
Завершить выстраивание системы планирования и исполнения планов в будущем году. Иначе эти хаотичные встречи – решили, зафиксировали, но в конечном итоге не исполняются.
В кратчайшие сроки Минстрою Иркутской области и министерству лесного комплекса с муниципальными образованиями наконец-то разработать программу деревянного домостроения и утвердить Председателем Правительства Иркутской области.
На объекты социальной сферы в 2020 году, мы предполагаем, выделение финансирования составит сумму не меньше, чем в 2019 году. Напомню, что в этом году она составила 12,8 млрд. руб. Такое значимое направление с гарантированным финансированием необходимо достойно строить, ремонтировать, производить реконструкцию в установленные сроки с надлежащим качеством.
Особые требования надо предъявить сейчас к очень низкому качеству проектных работ и мелкими, и не очень мелкими организациями, которые этим занимаются. Особенно по объектам в периферийных муниципальных образованиях, да и в областном центре тоже.
            И, конечно же, важнейшая задача федерального значения, поставленная Правительством РФ перед строительным комплексом, который принимает участие в строительстве объектов жилья и соцкультбыта в населённых пунктах Иркутской области после наводнения – выполнить все взятые обязательства на 2020 год по строительству и вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки с надлежащим качеством.
            Спасибо за внимание!